Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

ГЛОНАСС как русское чучхе

14 апреля 2012 -
Новость : ГЛОНАСС как русское чучхе

Свершилось. Запуск глобальной российской навигационной системы ГЛОНАСС закончился полным провалом. Взяв пример с другой державной надежды ракеты «Булава», чьи падения стали доброй традицией, три орбитальных спутника (около 200 млн долл.) дружно плюхнулись в Тихий океан на Гавайах недалеко от Гонолулу. И это, конечно, очередной повод для злорадства «клеветников России» и «пятой колонны», как назвали бы нас «истинные патриоты». Только зиждется это злорадство прежде всего на здравом смысле, а частная вроде бы история с ГЛОНАССом показательно иллюстрирует важные черты российского государства образца начала XXI века.

Свой GPS с тормозами и глюками

Несмотря на многолетнее успешное существование системы GPS, страна с упорством, достойным лучшего применения, создавала аналог, единственное достоинство которого в том, что он не американский. Сейчас GPS по дефолту ставится на мобильники среднего уровня, а скоро появится и в копеечных алконокиях; Россия же презентует всему миру на смех уродливые кирпичи 1982 года разработки, заставляющие Тему Лебедева биться в пароксизмах физиологической идиосинкразии.

Это неодолимая тяга обязательно противопоставить чужим работающим продуктам плохонькие, убогонькие, но свои не знает преград. На проект ГЛОНАСС был выделен щедрый, не знакомый со словами «экономическая целесообразность» и «рентабельность» бюджет. Шефство над доморощенной GPS было поручено экс-преемнику Сергею Иванову. Это, конечно, несоразмерная компенсация за неполученное президентство, но вице-премьер человек прямой и решительный, и тут, как говорится, все для фронта, все для победы. Не важно, сколько еще спутников найдет свой покой на дне морском и сколько денег налогоплательщиков будет потрачено, но национальная навигационная система не мытьем, так катаньем, со скрипом и треском заработает.

И ладно бы все ограничилось нуждами военно-промышленного комплекса, где существование национальной спутниковой навигации хоть как-то оправданно, но они реально собираются насытить потребительский рынок своими чудо-аппаратами. И прекрасно понимая, что на конкурентном рынке у ГЛОНАССа нет никаких шансов, власти будут действовать по привычной схеме прогибать рынок под себя, проще говоря, заставлять вас покупать этот продукт фактически насильно. Что может быть проще обязать поставить на все российские автомобили отечественные датчики и брать драконовские пошлины в 25% с иномарок и мобильных телефонов, не оснащенных оными?

Еще раз: разницу в цене в конечном счете будете платить вы лично. И это не протекционистские меры, когда сходный по характеристикам отечественный продукт нуждается в поддержке в борьбе с иностранными аналогами. Когда продукт безнадежно отстал на годы, это называется наглость и самодурство.

Бедные, но гордые

Часто спрашивают, какие конкретные экономические меры нужны стране помимо абстрактных мантр, вроде «провести модернизацию», «побороть коррупцию» и «снизить сырьевою зависимость»? Вот вам конкретная, я бы даже сказал концептуальная мера: собраться с духом, подавить в себе ложный патриотизм и отказаться от развития тех отраслей, где мы безвозвратно отстали и не можем конкурировать; оставить в этих отраслях только прикладные, открытые для конвергенции с партнерами направления.

В конце концов, сейчас не средневековье, и мы не ведем натуральное хозяйство, когда на замкнутой территории производится практически весь набор необходимых товаров. Мировая экономика это в том числе и международное разделение труда, когда отдельные страны поставляют на общий глобальный рынок те продукты, выпускать которые у них получается лучше всего. Многие в недавнем прошлом развивающиеся, а ныне развитые государства, которые ставят в пример России, не брали на себя непосильную ношу конкурировать в заведомо проигрышных нишах.

Но мы другие. Нам нужен большой имперский проект (а лучше несколько), чтобы тешил нашу национальную гордость и напоминал о славных временах СССР, когда «все было не так летал Гагарин, играл «Спартак»». Вот только пора привыкнуть, что мы не супердержава, и научиться жить по средствам. По средствам страны средних возможностей. Страны, для которой содержать до боли анекдотический и стыдный национальный автопром, непозволительная роскошь. Неужели мысль о том, что на мощностях «АвтоВАЗа» можно делать комфортные, доступные и безопасные иномарки для своего же населения и обеспечивая его рабочими местами настолько противоречит патриотическому самосознанию?

Пора решать или мучиться с ГЛОНАССом и «Жигулями», или жить с GPS и «Фордом».


Источник:  epic-hero.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!